Оригинал:

http://www.profcenter.spb.ru/articles/documents/113416.html


      Мы публикуем описание субкультуры  декаданс-готов в Санкт-Петербурге по состоянию на июнь 2006 года.


      Это называется - нас тоже сосчитали, так как чаще всего в этом описании ссылаются на наш сайт: www.gothsgoths.narod.ru.


      Пока еще на решили как на это реагировать...

P.s. По настоятельной просьбе автора одного из сайтов (который указан в этом описании) не делать им рекламу, мы немного подчистили это описание, но сделали там сноску.


 

Декаданс-Готы

Материал подготовлен в июне 2006 года.

 

Авторский коллектив: Гущин В.А., Черепенчук И.С., Лустберг А.Э.

Преамбула

Декаданс-готы являются сформировавшимся в 2005 году ответвлением субкультуры готов Санкт-Петербурга. Это субкультура 4 уровня развития, перешедшая в категорию взрослой альтернативной культуры с малой ротацией ее адептов.

Декаданс-готы представляют собой типичных конкурентов молодежных экстремистских сообществ. Это крыло движения готов перехватывает на себя различные потоки подростков, которые в иных условиях поступили бы в экстремистские НМО. Таким образом, декаданс-готы выполняют функцию первичной профилактики экстремизма.

Декаданс-готы являются интеллектуальной, неагрессивной и социально безопасной субкультурой, которая, однако, подвержена влиянию экстремистских идеологий.

Использованные материалы

Источники информации

Для подготовки настоящего описания субкультуры готов в Санкт-Петербурге были использованы следующие источники информации:

  • СМИ (в том числе издания самих готов).
  • Самиздат.
  • Интернет-поиск по ключевым словам с использованием поисковых серверов.
  • Интернет-сайты, форумы и личные страницы участников движения готов.
  • Интернет-сайты, форумы и личные страницы участников неформальных молодежных движений неготической направленности, где обсуждаются готы.
  • Анализ персональных анкет на Интернет-форумах, где в анкетах указывается принадлежность к готам, либо это определялось по внешней символике и атрибутике на приложенных фотографиях.
  • Интернет-сайты знакомств, где в анкетах указывается принадлежность к готам, либо это определялось по внешней символике и атрибутике на приложенных к анкетам фотографиях.
  • Интервьюирование участников движения.
  • Публичная работа на форумах.
  • Включенная работа внутри движения (наблюдение).
  • Сбор опосредованной информации (выявление приоритетов в выборе книг, кинофильмов и т.п.).
  • Материалы включенной работы в иных движениях, соприкасающихся и/или взаимодействующих с готами.
  • Информация, полученная из государственных, общественных и др. источников. Оперативная информация спецслужб.
  • Сбор слухов и слухов, перешедших в категорию мифов и легенд.
  • Анализ переписки, подборки литературы (как одного из основополагающих элементов субкультуры), статей и собственного творчества.
  • Авторы выражают свою благодарность за участие в подготовке данных материалов Мешкову Д.М., Вареня А.А.

     

    Некоторые особенности сбора информации по готам

     

    По сравнению с ранее подготовленным материалом «Готы Анализ субкультуры и движения в Санкт-Петербурге. Август 2005 года», было отмечено, что в средствах массовой информации усилилось представление готов с позиции агрессивной московской тусовки. Подавляющая масса «ознакомительных» публикаций о готах представляла собой переигрывание описаний одних и тех же старых событий методом «испорченного телефона», как правило, не имеющих отношения к Санкт-Петербургу. Однако, несмотря на отсутствие прямых отсылок на Санкт-Петербург как на место происшествия описанных событий, по контексту статей у читателей могло возникнуть впечатление, что описанные события произошли именно в данном городе.

    Наиболее одиозной была подборка статей Дениса Терентьева в газете «Вечерний Петербург» от 10 февраля 2006 года под рубрикой: «Поиграем в декаданс», вплоть до ссылок на не имевшие место события.

    По указанной публикации нами была произведена проверка следующей информации, указанной в статье «Смерть им к лицу»:

    «Недавно газеты Петербурга писали, что готы сломали старинный крест на кладбище Александро-Невской лавры, а горпрокуратура размышляла, не сделать ли их по случаю экстремистской группировкой».

    По информации, полученной от администраций кладбищ, расположенных в границах Александро-Невской лавры, указанные события с крестом не имели места. А прокуратура Санкт-Петербурга не изучала вопрос об отнесении готов к экстремистским группировкам.

    В отдельных случаях автор публикации путает готов с ролевиками, пытаясь перенести на готов несвойственные им субкультурные нормы. К примеру, в вышеуказанной рубрике, в статье «Дракула» нового поколения» указаны некие готы – «поклонники культа друидов, рассекают по Питеру в костюмах кельтских воинов…». А появление в той же публикации «готов-андроидов» вместо «готов-андрогинов» можно отнести, скорее, к ошибочным правкам корректора. Большая часть представленного в статьях описания готов представляла собой негативную, уничижительную оценку, базирующуюся на примерах с сомнительной достоверностью.

    Все это свидетельствовало о том, что средства массовой информации в Санкт-Петербурге не давали достаточно достоверной информации о местной субкультуре готов, в связи с чем, их материалы не могли быть использованы при подготовке настоящего описания.

    Для сбора информации по данной субкультуре был в том числе использован относительно новый информационный ресурс: анкеты с интернет-сайтов знакомств, как общей направленности, так и специфической (гей-лесбо). Обработке подвергались анкеты, в которых сообщалось о прямом отношении участника сайта к готам, либо о наличии пристрастий и/или специфической атрибутики на фотографиях, по которым можно говорить о его причастности к субкультуре готов.

    Для сбора системной информации была использована оригинальная методика ГУ ГЦПБНН: «Определение распространенности экстремистских идеологий в неформальных молодежных движениях и выявление попыток внедрения данных идеологий со стороны экстремистских формирований», разработанная в 2005 году (авторский коллектив: Гущин В.А., Черепенчук И.С., Лустберг А.Э., Курза Л.П.).

    Для сбора информации о мировоззрении представителей различных агрессивных, экстремистских и антисоциальных формирований, которые одновременно пытались утвердиться в качестве декаданс-готов (либо агентов влияния), проводился сбор информации по стандартной схеме на Интернет-ресурсах, где данные представители вели переписку.

    Для выявления норм и отношения к ним в среде готов-декадентов, проводился контент-анализ переписки на форуме «Готы Питера» и его сравнение с материалами, размещенными на сайте. В переписке на форуме участвовали как готы-декаденты, так и просто готы (в том числе и химозники), а также небольшое количество представителей других НМО.

    Отдельно производился анализ подборок литературы, размещенных на соответствующих сайтах. Исходя из морально-этических и мировоззренческих норм, подаваемых в художественных произведениях, определялись декларируемые референтные нормы декаданс-готов. Выбор подобного источника информации был обусловлен значимостью литературы, как специфического элемента субкультуры декаданс-готов.

    Нами был также проведен детальный анализ тех характеристик, которые можно выделить в качестве уникальных для декаданс-готов. При проведении анализа, в качестве экспериментальной группы было взято сообщество ресурса декаданс-готов «Готы Питера», анализировались размещаемые на нем материалы, сообщения форума.

     

    Субкультура готов-декадентов в Санкт-Петербурге

    Введение

    Субкультура готов-декадентов является локальной, возникшей в Санкт-Петербурге на базе адаптивной субкультуры готов 3 уровня.

    Субкультура готов-декадентов является уникальной, не имеющей аналогов в западной субкультуре готов, однако имеющей частичные аналоги в движении хиппи.

     

    Общее описание

     

    Общее описание декаданс – готов

    В рамках готической субкультуры на данный момент сформировалось специфическое направление. Самоназвание: декаданс-готы (готы-декаденты). Данное направление субкультуры, претендующее на лидерство в нормоформировании в рамках готической сцены (готического сообщества), выделилось из адаптивной части готического сообщества и быстро обособилось.

    Появление декаданс-готов было зафиксировано около года назад и к настоящему моменту сформировалось устойчивое и значимое субкультурное направление.

     

    Состав движения

    В основном крыло декаданс-готов составляют студенты и выпускники ВУЗов. Наличие молодежи в возрасте до 28 лет, а также нескольких участников движения старше 30 лет характерно для субкультур 4-го уровня, с отсутствием четкой возрастной ротации.

    Основные профессии (на основании указанных в анкетах учебных заведений) – дизайн, культурология, фотография, художественное искусство, музыка, филология. Превалирование гуманитарного образования и профессий в данном крыле движения готов практически подавляющее.

     

    Место декаданс-готов в структуре движения готов

    В настоящее время можно выделить пять самостоятельных категорий готов:

    1. Готы–адвенты – самая первая малочисленная волна готов, сделавшая «кальку» с западной субкультуры готов. Это уже старые готы, которые чаще всего занимаются шоу-бизнесом и оказывают слабое влияние на основной состав готов. Собственная субкультура данной волны 3 уровня. Диахронные социальные институты отсутствуют. Продуцируемая коммерческая субкультура – 1-2 уровня.

    2. Хиппи-подобные готы – клубная субкультура. Это вторая волна субкультуры, адаптированная к культурным условиям и социально-культурной специфике России и Санкт-Петербурга. Дорогая одежда и атрибутика. Это многочисленный слой готов, определяющих в настоящее время нормы готов в СПб. Субкультура 2 – 3 уровня. Присутствуют диахронные социальные институты.

    3. Готы-декаденты (декаданс-готы) – самоназвание, смешанная субкультура, более чем другие ориентированная на область культуры и искусства. Собственная субкультура 2 – 4 уровня. Диахронные социальные институты не сформированы.

    4. Маргинальные слои готов (про-московская субкультура готов). Состоят из подростков из плохо обеспеченных слоев общества, а также выходцев из агрессивных и экстремистских НМО. Преимущественное нахождение на уличных тусовках. Субкультура 1-2 уровня. Имеется склонность к вандализму.

    5. Химозники (или «херки») – представители окологотической ассимилированной субкультуры, возникшей вокруг группы «HIM». Относятся к низкокультурным сообществам, близким к маргинальным. Субкультура 1 – 2 уровня. Имеется склонность к вандализму.

    Декаданс как часть готической субкультуры

     

    Декаданс как культурное явление возник на рубеже XIX – XX веков. Слово «декаданс» впервые было употреблено Т. Готье в предисловии к «Цветам зла» Ш. Бодлера. Антикварный центр (словарь стилей) так характеризует данное направление искусства:

    «Декаданс (франц. decadence от лат. dеcadentia — упадок) — общее название кризисных, упадочных, пессимистических, деструктивных настроений в искусстве. Декаданс отмечается в переходные эпохи, когда один крупный исторический стиль уже исчерпал свои возможности, а другой еще не родился. Поэтому декаданс не художественное явление (в нем отсутствует целостность стилистических признаков), а духовное состояние, определенное миро ощущение. Это образ жизни, стиль поведения, а не искусства. Вместе с тем, декадентские настроения — эстетизация увядания, упадка, бледных грез, вялых эмоций и мрачных, тревожных фантазий — в разное время находили отражение в различных течениях искусства. Так было в середине XVI в. в Италии и Франции (см. Маньеризм; Фонтенбло стиль, школа), в середине XVIII и в конце XIX в. в Англии (см. Неоготика; "эстетическое движение"), в начале XIX в. во всех странах в связи с распространением Романтизма, на рубеже XIX и XX вв. в искусстве Модерна.»
    Краткий период декаданса, пришедшийся на 70— 80-е гг. XIX в., не только имел позитивное значение для формирования модерна и символизма, но и был временем отрицания, неким «анти», предъявленным как к эклектике, реализму, неоакадемизму, так и к тому, что называлось несколько условно «буржуазным духом». Представители модерна и символизма продолжали такую же открытую демонстрацию против «культуры буржуа, эстетики толпы» Поэты и прозаики декаданса понимали принцип эстетического вмешательства или как подмену жизни самоценной эстетической идеей, или как эстетское конструирование вокруг явлений действительности в соответствии с субъективным стремлением в «миры иные».

    Обращение к эстетике декаданса, характерное для субкультуры готов, соответствовало и субкультурному «готическому» мировоззрению. Однако, в процессе становления этических норм движения, восприятие декаданса готами постепенно видоизменялось. С точки зрения готов из адаптивной части движения, декаданс – рассматривается скорее как созерцательный образ жизни, отказ от погони за «ценностями толпы».

    В таком направлении готики, как готы-декаденты, «декадентский», созерцательный взгляд на мир рассматривается не только как важная часть мироощущения, но и противопоставляется «попсе» (самые упрощенные варианты «массовой культуры») в любых ее проявлениях, считается более важной составляющей готического имиджа, чем дресс-код (общепринятый внешний имидж) движения.

    «Декаданс - удел духовной элиты. Удел интеллигенции, обладающей очень острым умом и высоким интеллектом. Когда ты видишь всю тщетность всего сущего, когда ты находишь силы отринуть в своём сердце то, ради чего живут другие, в твоём сердце воцаряется пустота, тишина и грусть» (из переписки на готическом форуме).

     

    Источники поступления подростков в готы

    В данное направление готов имеется приток новых участников по следующим «каналам»:

  • Готы из иных ответвлений движения (миграция внутри движения).
  • Анимэшники (поклонники японской анимации).
  • Ролевики из всех 3-х волн, но превалирует 3-я волна.
  • Агрессивные НМО, включая экстремистские.
  • «Нулевой» уровень – подростки, не относящиеся к каким-либо субкультурам.
  • Приход детей по инициативе родителей.
  • Приход студентов и специалистов по профессиональному признаку: художники, дизайнеры, педагоги, музыканты, культурологи, искусствоведы, фотографы, «зеленые» и т.п.
  • Приток из агрессивных НМО объясняется как ролеполовыми особенностями последних (в агрессивных НМО очень мало девочек, с возрастом это рассматривается как крупный недостаток таких НМО), так и высокой привлекательностью имеющегося образа идеального представителя движения, который определяет нормы готов-декадентов.

    В качестве особенностей взаимоотношений неофитов из агрессивных НМО с представителями декаданс-готов, следует отметить сохраняющиеся у первых жизненные ценности и нормы поведения, принятые в агрессивных НМО и отсутствие опыта взаимодействия на толерантной основе.

    Необходимо отдельно подчеркнуть исключительную важность именно притока с «нулевого» (то есть не имеющего какого-либо опыта иных субкультур) уровня. Большой приток с «нулевого уровня» в соотношении с остальными каналами, значительно превышающий подобный приток в других движениях, указывает на то, что имеется определенный слой молодежи (причем очень широкий – на это указывает наличие довольно сильной социальной дифференциации), для которого значимы какие-либо уникальные для готов–декадентов (в сравнении с другими движениями) черты.

    Самым необычным каналом поступления подростков в декаданс-готы явился приход туда детей по инициативе их родителей. Такие случаи были единичными. Однако в иных движениях подобное ранее наблюдалось только в среде хиппи и первой волны ролевиков, да и то в рамках диахронных социальных институтов (родители – хиппи прививали интерес к культуре хиппи у своего ребенка). В указанных же случаях диахронные социальные институты отсутствовали, а выбор производился по Интернет–материалам. То есть родители, после того, как ребенок объявил, что хочет стать готом, провели Интернет-поиск по данной тематике и выбрали готическое направление, которое их бы устроило.

     

    Описание субкультуры готов

    Общее описание. Этика, эстетика. Нормы поведения

     

    При описании готов, в связи с высокой степенью эстетизации данной субкультуры, на первый план часто выходит описание внешних проявлений: атрибутики, одежды.

    Эстетика движения готов (в адвентивной части – более, в адаптивной части – менее выражено) подразумевает достаточно специфический готический имидж. Он включает в себя как одежду, так и макияж, аксессуары.

    В то же время в господствующей в настоящее время в движении готов «клубной» части субкультуры – достаточно развиты «нормы потребления». То есть, «настоящий гот» должен посещать достаточно дорогие вечеринки (готик-пати), в достаточной степени заботиться о своем гардеробе, делать макияж и пр. Декларируемые нормы в области предпочтений спиртных напитков также диктуют употребление достаточно дорогого абсента. В основном такие нормы оказываются барьером для проникновения в нормформирующий слой маргинальных элементов, отгораживают основную часть движения от гото-маргинального крыла.

    У декаданс-готов потребительские тенденции сильно снижены. При этом высоко ценятся интеллектуальные способности, гуманитарные знания, хорошая ориентация в философских и, зачастую, даже теологических вопросах. Предпочтение к дорогому алкоголю не декларируется. Ряд декаданс-готов декларирует отказ от спиртного.

    Эти особенности отделяют декаданс-готов как от «клубного», так и от маргинального крыльев движения, однако одновременно создают условия для агрессивного влияния готов-маргиналов.

    Весьма характерна развернувшаяся на форуме «Готы Питера» дискуссия об отношении к потребительским ценностям. Аргументация декаданс-готов была выдержана в манере богемы начала ХХ века:

    «…Мировоззрение – не только иная одежда, иные интересы – но и иные ценности, иной образ жизни. Причем образ жизни диктуют те самые, отличные от общепринятых ценности.

    Погоня за антуражем – с одновременной подменой цели и смысла антуража? (…) …отдавать время и силы корпорации, умильно лебезить перед начальством, подчиняться нелепому дресс-коду – чтоб ПОТОМ, когда-нибудь, жить для себя… Только ведь нет этого ПОТОМ… Есть СЕЙЧАС. В котором мы и живем.

    Образ жизни готов не случайно определяют как «богемный» - феерический, с другими ценностями, непонятный сытому буржуа. Но аристократия духа, милейшие, не то дворянство,которое покупается за деньги… И свой замок и приведения еще нужно заслужить… И этот путь пролегает в стороне от подведения баланса, конторской пыли и нудной рутины…».

    «…Да... общество в некоторой степени - многогранно, но оно пытается сдержать свою многогранность... в данном случае не подразумевается мнение отдельных людей, а именно общество,... так как это - масса, она по определению обладает таким свойством, как ИНЕРЦИОННОСТЬ...».

    «…Почему готы не одеваются в гламурных бутиках, равно как и на Центральном рынке?.. Не хотим быть похожи на других. Повторяю, гот выражает во внешности себя, а не массовое модное поветрие и не каприз какой-нибудь раскрученной марки…»

    «…всё-таки ГОТИКА - это не только мрачные интерьеры и "раскраска" лица... Это ещё и особое мироощущение (как бы банально это ни звучало), оно либо есть, либо нет. Когда его нет, тогда готика и понимается стереотипно - как декор, модное убранство, призванное прикрывать отсутствие фантазии и самостоятельности мышления (под всей "красотой" прячется скромный буржуа)...».

    Таким образом, у готов-декадентов наблюдается отказ от коммерциализации субкультуры, характерной для западной «сцены» и стремительно развивающейся у нас. Роль внешней атрибутики сильно снижена – до уровня минимальных идентифицирующих признаков. В то же время происходит процесс институционализации не только норм поведения в готической среде, но и образа жизни.

    Высоко ценятся также собственно творческие способности. Умение сочинять стихи, рассказы, музыку крайне референтно в среде декаданс-готов. Развито также изобразительное искусство.

    Присутствие на готик-пати не является распространенной формой досуга, классическая, «серьезная» музыка не менее, а зачастую и более референтна, чем готические группы. В плане проведения досуга характерны коллективные походы в филармонию, на органные концерты и выступления певчих. Весьма показательны также коллективные посещения Эрмитажа.

    Данное направление готов менее урбанизировано, чем остальные. В этом отношении характерны совместные поездки за город, причем не на кладбища, а с целью прогулок по паркам, выезды в лес и на развалины старых крепостей для проведения фотосессий.

    У декаданс-готов заметна тенденция к проведению регулярных тусовок в кафе. (Клубное направление объединено встречами от случая к случаю на готик-пати, маргиналы предпочитают уличные тусовки).

     

    Коммуникации

    Информационные каналы между группами не развиты. Тусовки (как место встреч) в качестве подобных каналов, фактически, не выступают.

     

    Интернет

    В настоящее время отслеживается около 180 Интернет-ресурсов готической направленности. Одновременно распространено обсуждение готами своих вопросов на сайтах, не имеющих отношения к данной субкультуре.

    Имеет место заметное взаимопересечение с иными социокультурными Интернет-ресурсами («Гринпис», СоЭС), а также с лево-ориентированными протестными движениями (Антифа).

     

    Некоторые специфические особенности музыкальных интересов

    В готической субкультуре параллельно развивались два концептуальных направления, связанных с музыкальными предпочтениями.

    Во-первых, это собственно готическая музыка – готик–рок, готик–индастриал, и т.д. (неоклассик, металл). Это направление более всего характерно для готов-адвентов, готов первой волны, для клубных тусовок готов.

    При этом своеобразным индикатором интеллектуальности движения является рассмотрение готами классических произведений некоторых композиторов в качестве элемента собственной субкультуры.

    Из имеющегося спектра классической музыки наибольшее предпочтение отдается произведениям Баха, Грига, Вагнера, Моцарта, Вивальди, Мессиана. В то же время отсутствует унифицированный перечень композиторов, рассматриваемых готами как части своей субкультуры.

    Как раз последнее направление (интерес к классической музыке) более характерно для готов-декадентов. В первую очередь в их среде принято посещение концертов классической музыки в СПб Филармонии и Капелле.

    Также необходимо отметить то обстоятельство, что, в связи со сниженной значимостью критерия «готично-неготично» в сравнении с критерием интеллектуальности, для готов-декадентов характерен достаточно разнообразный набор эстетических предпочтений.

     

    Литературные предпочтения декаданс - готов

    В готической среде литературе изначально уделялось меньшая доля осознанного внимания, чем музыке. В тоже время, литература рассматривалась как более значимый компонент собственной культуры.

    Среди литературных предпочтений готов в целом, можно выделить две основных доминанты:

  • Во-первых, это готическая литература про вампиров (Анны Райс).

  • Во-вторых, книги по оккультной тематике и эзотерике.

  • В первом случае речь идет о достаточно простой, развлекательной литературе, воспринимающейся готами в качестве «своей», и оперирующей образами, совпадающими с образами, существующими (отчасти благодаря той же литературе) в субкультуре готов. Основной персонаж таких произведений – вампир, обычно являющийся положительным героем.

    В случае с эзотерической литературой речь идет о материале достаточно сложно усваиваемом, понимание которого в большинстве случаев требует определенной специфической подготовки и владения категориальным аппаратом. Предполагать получение удовольствия от чтения подобной литературы, в случае несоответствия описанным требованиям, вряд ли приходится. Гораздо более вероятно наличие интереса к подобной литературе как маркера, определенного внешнего признака. Такой литературой принято восхищаться, знать нескольких авторов, и совсем не обязательно читать ее.

    При анализе субкультуры готов-декадентов было установлено, что в рамках данного направления отношение к литературе достаточно сильно отличается от общего для готической среды. Так, к примеру, библиотека на сайте «Готы Питера» содержит весьма широкий набор литературных произведений, характеризуемый рядом отличительных черт.

    На сайте имеются образцы исконно готического романа (в литературоведческом значении данного термина) – произведения Горация Уолпола и Жака Казота – это наиболее ранние образцы жанра (возникшего в 17-18 веке), который описывался как жанр таинственной истории с замками, привидениями и сказочными существами.

    На сайте размещены в различных разделах произведения классиков, в том числе и классиков отечественной литературы, имеется даже раздел детской литературы.

    Обращает на себя внимание включение в контекст субкультуры таких произведений братьев Стругацких, как «Отягощенные злом», «Град обреченный», «Гадкие лебеди». Взаимоотношения личности и общества, персональная ответственность живущих перед самими собой в мире – может рассматриваться как одна из ключевых в мировоззрении готов-декадентов.

    Отнесение декаданс-готами творчества братьев Стругацких к своей субкультурной сфере обусловлено рядом причин. Во-первых, произведения, отнесенные на сайте «Готы Питера» к «своим», представляют, в основном, позднее творчество писателей. На смену светлым перспективам «Полдня…» приходят произведения, в которых нравственный конфликт «непохожих» с окружающим миром выходит на первый план. И зачастую это – непохожесть разных поколений (как в «Гадких Лебедях»). Конфликт между «принятым» в социуме и «неприемлемым» (пусть и не причиняющим никому зла). Не удивительно, что образованные и гуманистически ориентированные молодые люди проводят параллели между собой и детьми из «Гадких Лебедей», отринувших «лживую», «потребительскую», на их взгляд, цивилизацию – общество своих родителей.

    Отдельно стоит рассматривать «Отягощенных Злом». Это непростое для восприятия произведение, проникнутое многочисленными культурно-религиозными аллюзиями, практически столь же многослойно, как и «Мастер и Маргарита» Булгакова. Неоднозначный подход к тому, что принято считать «священной историей», при сохранении общегуманистического посыла Писания, характерен для круга интересов готической субкультуры. В то же время, проблема сохранения себя, необходимость нравственного выбора и неоднозначность последствий принятого решения, отстраненность и откровенная созерцательность «флоры» (неформального молодежного объединения, описанного в романе и несущего несомненные черты хиппи) – крайне импонирует готам-декадентам.

    «Град обреченный» попал в список литературы, очевидно, не по причине апокалиптичности произведения, а, опять же, из-за конфликта выбора между агрессивным конформизмом и, в конечном итоге более конструктивной, созерцательностью. Постепенное превращение «обычного хорошего человека» Воронина, с его «обывательским» представлением о мире и справедливости, в фашистского пособника и нравственный триумф «неправильного» Изи Кацмана, предпочитающего понять мир, а не переделывать его – очевидно, самое привлекательное в «Граде…» для представителей данной субкультуры.

    На сайте имеется детский раздел литературы. Он высоко оценивается готами (в том числе в возрасте 14 – 15 лет, многие из которых впервые познакомились с творчеством, например, Астрид Линдгрен, уже в старшем подростковом или юношеском возрасте).

    Появление в библиотеке раздела детской литературы, по результатам анализа переписки на форуме, объясняется несколькими причинами:

    • На сайте предполагалось создать максимально широкий и универсальный набор литературных произведений, кажущихся авторам сайта заслуживающим внимания. Это делалось с целью расширения семантического поля, снятия культурных барьеров, то есть передачи тех смыслов образов, которые оказали влияние на мировоззрение авторов сайта, показались им значимыми. Этими образами оперирует, в том числе и детская литература.

    • Определенный элемент интеллектуальной игры, характерный интерес к детской литературе в богемных кругах – ее чтение переосмысление, восприятие как литературы, в которую можно играть.

    • Определенное сходство, отмеченное в достаточно серьезной культурологической работе (на которую имеется ссылка на сайте), между готической «страшилкой», с ее характерным иррационально-романтическим смысловым пространством и детской мифологией, детским мировосприятием. Данный фактор можно рассматривать как элемент уже упомянутой интеллектуальной игры.

    В разделе литературы, традиционной для юношества, основное место занимает такой автор, как В. Крапивин. Включение его в сферу субкультуры декаданс-готов кажется необычным только на первый взгляд. Основными героями Крапивина являются носители идей средневекового романтизма. Мир же, в котором им приходится жить, управляется не романтическими законами. Это не обязательно обыденный мир, но романтические герои Крапивина в нем всегда оказываются на положении «белых ворон». Декаданс-готы ассоциируют героев Крапивина с собой. Так «мальчик со шпагой» оказывается фигурой трагической, его стремление к романтическому добру, отказ присоединиться к «стае» смотрятся неуместно в современном мире.

    Другой современный автор, включенный декаданс-готами в ряд «своих» – С. Лукьяненко. Его серия книг по «Дозорам» давно вошла в сферу интересов движения готов в России. Для готов стало уже традицией примерять на себя роли «Иных», непохожих на окружающих и не интегрированных в человеческий мир. Своего рода осовремененный вариант вампиров.

    Однако у декаданс-готов гораздо больший интерес вызывают произведения С. Лукьяненко в другом «жанре». Такие книги, как «Осенние визиты», «Рыцари сорока островов» центральным сюжетом рассматривают сохранение нравственных идеалов в иррациональной ситуации, когда к победе героев ведет не столько принятие разумных, сколько нравственных решений. И концовка «Рыцарей…» перекликается с крапивинскими произведениями.

    Герои Крапивина и Лукьяненко часто – подростки и юноши. Их возраст принятия жизненной стратегии совпадает с возрастом их читателей из среды декаданс-готов.

    Все эти факторы еще раз подтверждают тезис о ретроспективной направленности этического компонента субкультуры, интереса к более гуманистичной этике, характерной для более раннего периода жизни каждого отдельного человека – детства (ретроспекция в рамках онтогенеза, индивидуального развития), и более ранних периодов жизни общества (ретроспекция в рамках филогенеза, общественного развития). В целом подобную ретроспективность можно рассматривать как показатель неудовлетворенности современной культурой, системой отношений. Формируя за счет подборки литературы, взглядов на музыку, собственного творчества, восприятие непрагматичной этики и несколько романтического взгляда на мир в качестве значимой ценности, декаданс-готы создают культурный контекст кажущийся им более привлекательным, чем в целом, современная культура.

    При обсуждении вопросов, связанных с литературными предпочтениями, на форуме сайта было выявлено характерное для представителей нормоформирующего слоя декаданс-готов мнение по этому вопросу. Оно также характеризуется игнорированием критерия «готично-неготично», значимостью интереса к литературе вообще, к искусству как к самостоятельной ценности, вне зависимости от его субкультурной маркированности.

    Следует отметить, что в подборе литературы все же прослеживается тенденция: превалируют книги, импонирующие определенному настроению, эстетическому контексту – это произведения, в которых значимы темы одиночества, тайны, присутствует доля сказочности и мистицизма. В ряду таких произведений можно назвать и упоминавшихся уже Уолпола («Замок Отранто») и Казота («Влюбленный дьявол»), произведения модернистов и декадентов – О.Уайлда, Э.А. По, Г.Майринка, Г.Г. Эверса и прочих.

    Суммируя вышесказанное, можно еще раз отметить важность в среде декаданс-готов интереса к литературе в целом, а не только к субкультурно маркированной ее части, игнорирование ее значения в качестве атрибута, достаточно широкую осведомленность и подкованность авторов сайта (представителей нормоформирующего слоя).

     

    Собственное творчество

     

    Тема собственного творчества у готов-декадентов требует особого внимания ввиду ее важности для данного направления.

    Большая часть собственных произведений готов выходит без подписи. Не принято, за редкими исключениями, подписываться и устойчивым псевдонимом, совпадающим с известным в готической тусовке ником автора.

    В готической среде можно выделить несколько основных тенденций в отношении собственного творчества.

    Во-первых, это создание и тиражирование созданных (в том числе, и вне данного НМО) иронических баек и стихов про готов. Данное явление можно воспринимать как определенный защитный механизм – демонстрацию своего понимания черт собственной субкультуры, вызывающих неодобрительное, ироничное отношение окружающих. Так, на готических сайтах размещены «Истории готиков 666 школы», выдержанные в жанре газетной байки начала 90-х годов: «Историй о четырех готических старушках - пенсионерках НКВД, путающих по старости лет готику с бывшей работой». Анонимный автор историй затрагивает не только жизнь абстрактных «юных готиков», но и в иронической форме с «левых» позиций подтрунивает над современной политической действительностью.

    Другое направление – творчество представителей той части движения (московский вариант), для которых искусство не представляет самостоятельной ценности. В этих произведениях гиперболизировано описывается (на крайне низком художественном уровне) повседневная практика готов. Это, скорее, фольклор, создающий весьма негативный образ представителя движения. Такие произведения москвичей были весьма критически восприняты петербургскими готами. На питерском сайте «Готы Питера» для этой категории творчества был создан специальный раздел «Подзаборная готика». Самым нашумевшим в этой области произведением о готах была повесть «Готы» Ивана Аксенова.

    Третье направление – творчество, направленное на создание собственно художественных произведений. Наиболее развито в среде хиппи-ориентированных готов, принято и активно развивается среди декаданс-готов.

    Относительно декаданс-готов следует отметить одну исключительно важную особенность: собственное творчество рассматривается как важный идентификационный признак принадлежности к данному сообществу. Так, в среде готов-декадентов принято заниматься каким-либо творчеством. Причем предпочтение отдается не фольклору, а именно художественным произведениям. Данное обстоятельство подчеркивает важность той роли, которую играет интерес к искусству как один из основополагающих, интегрирующих элементов субкультуры.

    Следует отметить, что подавляющее большинство произведений создается на весьма непрофессиональном и посредственном уровне, и их создание, по всей вероятности, выступает в ряде случаев как следование определенным субкультурным нормам. При этом важность в среде декаданс-готов художественного творчества оказывается основой для контактов с богемной средой (представители которой для готов обладают большим потенциалом инструментального лидерства), заимствования у них норм и правил поведения, образа жизни.

     

    Фото творчество

    Фото творчество сильно развито в среде хиппи-подобных готов. Однако, если в данной среде основной тематикой фотографий является сами готы (с полной готической атрибутикой), кладбища и готик-пати, то у декаданс-готов тематика менее специализирована: много видов природы, художественная съемка готов под Луной, пейзажные съемки. Очень заметна минимизация специальной готической атрибутики. Постановочная съемка в стиле «ретро» конца 19 века.

     

    Ролеполовое (гендерное) поведение

    В гендерном плане у декаданс-готов, как и у готов вообще, имеется полное равноправие мальчиков и девочек. Причем влияние девочек сильно превалирует. Однако у декаданс-готов соотношение девочек еще выше, достигая 9 девочек на 1 мальчика.

     

    Нормоформирующие слои и группы

     

    Нормоформирующие слои

     

    Обсуждение вопросов об отношении декаданса к готике происходит постоянно на многих Интернет-форумах. Поэтому некий фон, формировавший выделение из субкультуры готов самостоятельного ответвления декаданс-готов, сложился достаточно давно. Однако появление собственно декаданс-готов начало происходить только в 2005 году.

    В связи с тем, что декаданс-готы, как обособленное направление готической субкультуры, возникли сравнительно недавно, на принадлежность к нормоформирующему слою претендуют практически все представители направления.

    Необходимо отметить значимость наличия Интернет-сайта для развития какой-либо субкультуры. Сайт обычно выполняет функцию аккумулятора мировоззренческих позиций нормоформирующего слоя, представителями которого и создается. Таким образом, за счет наличия сайта происходит трансляция взглядов ее авторов, привлечение новых участников, и позиционирование движения в молодежной среде. В этих случаях на сайтах размещаются какие-либо идентификационные материалы (манифесты, FAQ и т.д.).

    В случае с сайтами декаданс-готов можно отметить некоторые особенности. В силу своей универсальной, для молодежи в целом, привлекательности, этот ресурс посещается представителями ряда других НМО и формирований готов не относящимся к декадентам. Эта особенность проявилась в ряде последствий. С одной стороны – это достаточно большой приток к декаданс-готам из других НМО, и с «нулевого уровня», с другой – попытка использовать форум сайта в качестве собственного коммуникативного ресурса представителями других формирований готов, в частности готами-маргиналами. Именно последние сформировали за счет форума собственную виртуальную, а потом реальную группу, ни идеологически, ни по самоназванию не относящуюся к готам-декадентам. Они попытались сформулировать собственную идеологию, используя в числе прочих и элементы этики готов-декадентов (в крайне упрощенном виде), однако эти попытки не дали результата.

    Впоследствии эта группа практически потеряла связь с форумом и заняла свою нишу среди готов-маргиналов. Ее представители в настоящее время регулярно встречаются на излюбленном месте сбора маргиналов – на Площади Искусств.

    Также важно отметить, что на первоначальном этапе формирования самостоятельного ответвления декаданс-готов, функции нормоформирования выполнялись в основном за счет Интернет-ресурсов еще и потому, что их локализация по конкретной территории не требуется. В этих условиях влияние Интернет-сайтов, создаваемых в разных регионах, почти одинаковое и различается во многом только благодаря собственной «раскрученности» ресурса.

    Таким образом, помимо питерского сайта «Готы Питера», определенное влияние на петербургских готов-декадентов оказывали Интернет-ресурсы, созданные в иных регионах (сообщество сайтов: http://www.[поедено хомяком] – http://www.Amy-lee-666.sitecity.ru – http://www.Homicide.nm.ru – http://vampsite.nm.ru/).

    Сайт «Готы Питера» также продолжает оказывать очень заметное влияние на группы готов локализующиеся на территории Российской Федерации, Беларуси, стран Балтии.

     

    Нормоформирующие группы

     

    В настоящее время в Санкт-Петербурге заметно выделяется 2 нормоформирующие группы.

  • Первая, самая влиятельная и наиболее «раскрученная» группа представлена на сайте «Готы Питера» («Шерманна», «Di_gangrel» и «Калиостро»): http://www.gothsgoths.narod.ru. На сайте имеется некий аналог манифеста готов – «Мы готы!», включающего морально-этические и эстетические аспекты. Имеется библиотека художественной и иной литературы.

  • Вторая – сообщество сайтов: http://www.[поедено хомяком] – http://www.Amy-lee-666.sitecity.ru – http://www.Homicide.nm.ru –http://vampsite.nm.ru/, за счет слабой «раскрученности» и, соответственно, малой посещаемостью, оказывает меньшее влияние как нормоформирующая группа, однако по этой причине оказалась более защищена от прихода готов-маргиналов.

  • Сайт «VampSite» (http://vampsite.nm.ru/), как определяют его авторы: «сайт мрачного, готического творчества. Здесь представлена подборка рассказов, стихотворений, мыслей и прочих творений начинающих и опытных авторов». Сайт: http:[поедено хомяком] («Ночь..Романтика..Вампиры..»).

     

    Употребление алкоголя и наркотиков

     

    В среде декаданс–готов имеются некоторые особенности, отличающие их от основной среды готов. В целом для готов характерно употребление алкоголя (на готик–пати и тусовках). Приоритеты отдаются пиву, водке, крепленым винам. Допускается использование спиртосодержащих жидкостей типа аптечной «настойки овса» (в среде готов-маргиналов). В качестве субкультурной особенности в движении готов особенно популярны абсент и красное вино – из дорогих напитков, а также дешевые алкоголесодержащие коктейли «Абсентер», «Ред девил» и «Ягуар». Нужно подчеркнуть особенность – коктейли употребляются как заменитель упомянутых выше более дорогих напитков, их употребление носит элемент подражания, отыгрывания определенного внешнего соответствия.

    В среде готов-декадентов употребление напитков-заменителей не распространено (исключение составляет потребление коктейля «Ягуар»). Более типично употребление вина – в случае какой-либо программной встречи с присутствием старшего возрастного состава. Причем употребление вина в данном случае рассматривается как признак утонченности и хорошего вкуса, а не как внешний субкультурный признак. В случаях же более простых, дружеских встреч употребляются пиво и водка, причем, как это характерно для молодежной среды в целом, подчас в больших объемах.

    Употребление каких-либо наркотиков или токсикомания не является характерной чертой декаданс-готов. В их субкультуре практически не имеется мифологем, связанных с этой темой. В этом плане только кокаин является фольклорным элементом субкультуры, при этом реальное потребление кокаина замещается упоминаниями об употреблении кокаина декадентами начала 20 века.

     

    Декаданс-готы и сатанизм. Отношение к вандализму

     

    Изначально эстетика готов базируется на околосатанистской, панковской, ролевой и оккультной атрибутике.

    Однако данные отслеженной переписки на форуме «Готы Питера» показывают индифферентное, а зачастую и отрицательное отношение декаданс-готов к сатанизму и, особенно, к дьяволопоклонничеству:

    «…В основе готического мировоззрения, как явствует из названия, лежит система воззрений определенной эпохи. Характерными чертами ее является достаточно специфическое отношение к смерти (Вы никогда не посещали в Европе католические храмы, построенные из костей?), повышенный интерес к вечному, сопровождающийся почти полным игнорированием будничного, материального мира, экзальтированная тяга к красоте… В искусстве декаданса, в творчестве Серебряного века этот взгляд на мир обрел свое «второе рождение». Как видим, сатанизма мы здесь не находим. Ergo, для готического мировоззрения он является неспецифичным…».

    Многие декаданс-готы относят себя к атеистам. Среди декаданс-готов встречаются также приверженцы буддизма, анимистических культов. Появллось небольшое количество сатанистов из готов-маргиналов:

    «…Я не считаю Сатану злом... Это не зло. Это религия. Нормальная религия…»

    Однако, в вопросах отношения к религии принята предельная толерантность:

    «…Ну не может быть язычество культом служения злу! Не просит язычник у идола: «Сделай мне побольше зла, пожалуйста!». Понимаете, и язычество, и шаманизм, и прочие политеистические религии были религиями общества, то есть с обрядностью, направленной на получение этим обществом «добра»…»

    В данной среде возможны, как у хиппи 80-х годов, попытки характерны были попытки формирования «…синкретического мировоззрения, в котором мирно уживались бы христианская, суфийская, буддийская традиции и кодекс строителя коммунизма…»

    И религиозных, и атеистических «проповедников» осаживают в общении в достаточно резкой форме:

    «…Мне лично в любой религии не нравиться только одно – фанатизм…»;

    «…Я сама спокойно отношусь ко разного рода религиозным конфессиям, но негатив вызывает фанатизм, некоторых представителей…»;

    «…Вы не правы в плане осуждения какой либо религии!…»;

    «…Громить со своей высокой колокольни (или ещё откуда) всех инакомыслящих – Вы не находите это невежливым?…».

    Гораздо более категоричны декаданс-готы по отношению к вандалам на кладбищах:

    «…это просто невообразимо, недопустимо...противно..просто не знаю как передать все ощущения....у нас в городе тоже такое бывает, особенно с могилами евреев....на это нельзя закрывать глаза ни в коем случае...»;

    «…такие мысли посещают, когда прихожу на кладбище...потому что всегда натыкаюсь на кучку пьяных аццких цотонистов...никакого уважения к чужой скорби...»;

    «…как я уже говорил, готическая культура становится модной... и с этим ничего не поделаешь. Считается солидным слушать и знать по названиям альбомов все гот и блэк группы, общаться с сэтами (сатанистами - ред.) и блэкстерами (поклонниками стиля «блэк метал» - ред.)... А в сердце ни грамма вдохновения, ни капли романтики и тоски... Только юношеская глупость и слепое подражание...»

    Таким образом, заметно превалирование гуманистических, общечеловеческих норм над специфическими нормами готов.

     

    Появление декаданс - готов, как значимая тенденция общемолодежных субкультуры

    В неформальных молодежных объединениях основным фактором, за счет которого строится самоидентификация его участников, является отчасти мифологизированный идеальный образ, т.е. образ участника движения, который был бы референтен в своей группе, безоговорочно вызывал бы одобрение и уважение других ее членов. Наличие этого образа и определенный, достаточно ясно формулируемый набор его характеристик, свидетельствует о высоком уровне развития субкультуры данного сообщества, и является базовым, интегральным показателем, характеризующим принятые в сообществе нормы поведения и ролевые стереотипы.

    Необходимо учитывать разницу между манифестированными и реальными нормами – теми нормами, высокая значимость которых теоретически признается и манифестируется участниками, и теми, которыми они руководствуются в повседневной жизни. Самоидентификация участников строится в первую очередь на основании манифестированных норм, но не реального их соблюдения.

    В ходе аналитической работы был выявлен следующий набор ролевых стереотипов, а также норм и правил, на основании которых выстраивается самоидентификация участников движения готов-декадентов. Данный набор является референтным, отчасти лежит в области манифестируемых норм, однако при этом наблюдается так называемый эффект подтягивания, т.е. процесс при котором происходит приближение реальных форм поведения и норм к идеальным манифестируемым нормам, декларирующемся в качестве референтных для данного сообщества. Данный процесс «подтягивания» является частью процесса социализации подростка в НМО.

    Особенностью набора манифестированных норм и правил, то есть основы идеального образа гота-декадента, является его гуманистическая направленность, приверженность гуманистическим идеалам. Ретроспективная ориентация этики и эстетики данной субкультуры (подробнее см. раздел Литературные предпочтения декаданс - готов) обусловлена специфической ситуацией сложившейся в современном социуме. Так, по мнению многих авторов, основной негативной тенденцией препятствующей формированию личности с устойчивой позитивной самоидентификацией и социально-ориентированной ценностной ориентацией является игнорирование гуманитарных потребностей личности в пользу утилитарных, практически ориентированных. Подобным образом состояние современного общества характеризуется такими авторами, как Хосе Ортега-и-Гассет, Жак Бодрийар, Стенли Милграм и др.

    Основным показателем, определяющим значимость появления декаданс-готов для молодежной среды, является универсальность создаваемого данным субкультурным течением образа и возможность транслировать его за рамки собственно готической сцены.

    Для развитых субкультур четвертого уровня характерно определенное превалирование этических норм над эстетическими. Это объясняется тем, что поле институционализированных форм деятельности в таких субкультурах крайне широко, и этические нормы призваны регламентировать ситуации повседневного общения, деятельности и даже быта.

    Собственно готическая специфика заключается как раз в наличии определенного эстетического контекста, который в данном случае отходит на второй план. Это обстоятельство и обуславливает универсальность идеального представителя, созданного в рамках ответвления готов – декадентов. Поэтому и наличие притока даже из агрессивных НМО, и, в особенности, с «нулевого уровня», вполне объяснимо. Его присутствие отражает востребованность такого образа в молодежной среде, потребность в идентификации с ним, имеющуюся у широкого круга лиц.

     

    Выводы

    Декаданс-готы представляют собой типичных конкурентов молодежных экстремистских сообществ. Декаданс-готы опосредованно, через распространение своего мировоззрения, вмешиваются в процессы рекрутирования в экстремистские НМО, перехватывая на себя существующие потоки подростков, которые в иных условиях поступили бы в экстремистские НМО. Таким образом, декаданс-готы выполняют функцию первичной профилактики экстремизма.

    Особенностью «декаданс-готов» является оттягивание на себя уже сформировавшихся участников экстремистских НМО. С одной стороны, это ослабляет экстремистские формирования и выполняет функции вторичной профилактики экстремизма. С другой – имеется угроза инфицирования групп готов экстремисткой идеологией и формированием групп НС-готов наподобие московских НС-готов. Вероятно также появление в среде «декаданс-готов» «агентов влияния», представляющих интересы каких-либо экстремистских сообществ.

    Это требует проведение не спорадического, а постоянного мониторинга Интернет-ресурсов готов.

     

     

     

    Дизайн сайта: Арт-Студия "Театр Дизайна"                        

    Hosted by uCoz