Санкт-Петербург
23-24 декабря 2004

 

Министерство образования и науки Российской Федерации
Тезисы выступлений участников Всероссийской конференции


«Инновационные подходы к профилактике асоциальных явлений в молодежной среде»


«О взаимосвязи исследования молодежных субкультур и организации профилактики возможного делинквентного поведения молодежи»


В.А. Канаян – директор Государственного Учреждения
«Городской центр профилактики безнадзорности
и наркозависимости несовершеннолетних»

В.А. Гущин – начальник Службы по работе
с неформальными молодежными объединениями ГУ ГЦПБНН

А.Э. Лустберг – методист Службы по работе
с неформальными молодежными объединениями

Л.П. Курза – специалист по работе с молодежью
Службы по работе с неформальными молодежными объединениями


      Общепринятым правилом описания молодежных субкультур в России становится использование описаний западных вариантов данной субкультуры как их первоисточника. При этом, как правило, не учитывается ряд весьма важных факторов, в частности, на практике образование субкультуры в России может привести к частичному перенесению элементов субкультуры. Кроме того, носителем новой субкультуры может стать подростково-молодежное сообщество, имеющее собственную субкультуру. Нередко от западного образца остается только внешняя атрибутика и собственно название.

      Имеется классический случай подобной неверной оценки, на основании которой был построен контрпропагандистский материал, направленный против советских хиппи. Ее следствием стал результат, диаметрально противоположный тому, на который изначально была рассчитана передача. В 1986 г. в телепередаче «Взгляд» вышел специально подготовленный материал против движения хиппи, который готовился исходя из норм западной субкультуры хиппи. В результате более поздних исследований было установлено, что через «железный занавес» в СССР просочилась только внешняя атрибутика хиппи, общие лозунги и некоторые этические нормы. Местное движение хиппи не имело такой нормы поведения как потребление наркотиков. Наркомания была распространена не более, чем в других слоях молодежи.

      В результате указанной телепередачи численность хиппи в Ленинграде увеличилась в три раза в течение незначительного времени. Кроме того, ориентированная телепередачей на потребление наркотиков, как обязательную составляющую субкультуру хиппи, вновь приходящая в хиппи молодежь уже старалась потреблять наркотики. Так незнание отечественной субкультуры хиппи привело к печальным последствиям.

      В 2000 – 2002 годах похожая ситуация возникла с движением скинхедов. Резкий взлет численности скинов, создавших дворовые тусовки, привел к утрате контроля за вновь возникшими группами ядра движения. Основным источником информации для новичков становятся СМИ. Именно в этот период в СМИ появляются массовые, сильно эмоциональные, гиперболизированные и во многом истеричные материалы о скинах.

      К примеру, массовость «фашистских маршей» в день рождения Гитлера появилась после подобного рода публикаций: уже после произведенных задержаний, молодые скинхеды поясняли, что мысль об участии в подобных «маршах» или расистских акциях в этот день, у них появилась после прочтения газетных статей о том, «какое поведение народ ожидает от скинхедов». Таким образом, воплотился в жизнь один из виртуальных кошмаров, который без СМИ вполне мог выглядеть значительно слабей.

      В настоящее время весьма схожая ситуация наблюдается с новой субкультурой готов. В российских СМИ встречаются публикации о готах, однако, у подобных описаний, как правило, один источник – русскоязычный перевод материалов исследований западной субкультуры готов. Уже появились публикации о возникновении нового кошмарного молодежного движения, почище сатанистов и дьяволопоклонников вместе взятых.

      В 2004 г. Служба по работе с неформальными молодежными объединениями СПб ГУ «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних» реализовала программу по изучению субкультуры готов. Причиной изучения данного неформального движения стали факты вандализма на кладбищах города и тревожные публикации в средствах массовой информации.

      Однако изучение субкультуры готов Санкт-Петербурга показало их несоответствие с западной «калькой». Во-первых, субкультура готов появилась в трех уже существующих движениях, вследствие чего нормы поведения и этика этих движений автоматически перешли в субкультуру готов.

      Самое крупное подобное движение – это неагрессивная часть движения ролевых игр, которая привнесла нормы поведения ранее принятые среди хиппи. Кроме того, произошел некоторый отток к готам из сообщества панков. При этом следует учесть, что незадолго до этого произошел значительный отток агрессивной части панков в скинхеды, отчего в субкультуре готов оказались не самые агрессивные панки. Наиболее близким к нормам западной субкультуры готов оказался незначительный поток из местных сатанистов. При этом основная масса питерских сатанистов представляет собой агрессивных атеистов, не верящих в высшие и потусторонние силы, что сильно их отличает от западных собратьев.

      Именно на почве указанных субкультур (ролевое сообщество, панки, сатанисты) начала формироваться субкультура, которая с западными готами имеет только общую внешнюю атрибутику и музыкальные пристрастия. Атрибутика различных направлений питерских готов сильно перемешалась. Она сейчас не соответствуют западному стилю готов. Более распространен унифицированный образ, близкий к хиппи-ориентированному готу-вампиру.

      В Санкт-Петербурге формирующаяся субкультура готов имеет хиппи-ориентированный вектор. При этом имеется значительное число индикаторов, свидетельствующие о том, что движение готов в Санкт-Петербурге имеет неагрессивный характер. К таким индикаторам следует отнести гендерное равноправие, хотя статусные позиции девочек заметно выше, чем у мальчиков, что характерно для хиппи-ориентированного движения. Неагрессивность субкультуры также подчеркивается демонстративным астеническим видом, ставшим элементом внешней атрибутики, противопоставляющим себя накачанным мышцам участников из агрессивных сообществ. Наличие астенического телосложения может быть визуально усилено за счет соответствующего подбора одежды, которая бы дополнительно скрадывала горизонтальную составляющую. Обычно для этих целей используются длинные безразмерные свитера, ранее распространенные в среде хиппи. Западные готы напротив ценят физическую силу и накачанные мышцы.

      Своеобразным индикатором интеллектуальности движения является рассмотрение готами отдельных видов классической симфонической музыки в качестве элемента собственной субкультуры.

      Готы оказались единственным неагрессивным движением в Санкт-Петербурге, в котором отсутствуют антифеминные дискриминационные нормы поведения и этики. В силу этого фактора, существует большой приток девочек в среду готов. В данном потоке весьма заметную часть будут составлять девочки, которые не столько желают стать адептами субкультуры готов, сколько пытаются найти референтную среду с комфортными условиями именно для девочек. В этих условиях ожидается существенное размывание субкультуры готов, появление новых ответвлений (в том числе находящихся в противоречии с исходной субкультурой готов), возникновение конфликтов на данной почве.

      Субкультура готов во многом базируется на характерном для хиппи интеллектуализированном богемном образе жизни, околосатанинской, панковской и ролевой атрибутике и оккультизме.

      Большое количество декларируемых норм поведения и ценностей говорят о разделении норм поведения готов на «идеальные» и «реальные» - аналогичные тем, которые были выявлены в субкультуре панков.

      К идеальным (декларируемым) нормам поведения относятся:

  • Гомо/бисексуализм.
  • Сатанизм/оккультная практика.

      Эти декларируемые нормы в реальности не обязательны для соблюдения, а зачастую их соблюдение частично заменяется игрой.

      Единственной «калькой» западных готов в Питере явились «Интернет-готы», или, как их называют на Западе – «сетевые готы». Как выяснилось, именно из их среды оказались вандалы, разрисовывавшие склепы на кладбищах.

      Следует подчеркнуть, что в настоящее время субкультура готов в Санкт-Петербурге не сформировалась и, тем не менее, многие средства массовой информации затрагивают в своих публикациях тему субкультуры готов. Анализ данных публикаций показывает, что они в подавляющем большинстве случаев копируют переводные варианты описания западных готов и с точки зрения реалий питерской субкультуры не соответствуют действительности.

      Стоит отметить, что с позиции Общества, немаловажный интерес представляет сохранение существующих неагрессивных характеристик формирующегося движения готов (с учетом профилактики случаев вандализма на кладбищах).

      Более того, по своим субкультурным характеристикам, готы, по сравнению с ныне главенствующими в среде неформалов субкультурами, являются более предпочтительными, в том числе и по сравнению с западной «калькой» готов.

      В этой связи необходимо вести информационную политику в отношении данной субкультуры в соответствии с истинным положением дел.

Дизайн сайта: Арт-Студия "Театр Дизайна"                        

Hosted by uCoz