Здесь дан перечень и краткие характеристики
государственных структур, которые в какой-либо форме официально занимаются
неформалами или, как их именуют в силовых структурах – НМО (неформальное
молодежное объединение).
Характеристики очень краткие, но это все, что
нашел. В этом плане выражаю благодарность, за помощь, оказанную в создании этого
списка, редакции одной из известных питерских газет, без материалов которой, я
вряд ли вообще смог подготовить столь подробную информацию.
Часть организаций специализируются только на
экстремистских движениях и остальными неформалами интересуются только с этих же
позиций. Это, преимущественно, силовые структуры. Другая часть –
специализируется по всем неформалам. Одни – только по несовершеннолетним, другие
– только по совершеннолетним.
Известно, что неформалами занимается еще и
другие организации: Северо-западное управление внутренних дел на транспорте,
Комитет по физической культуре и спорту, комитет по образованию. Но я не смог
найти о них ничего конкретного, кроме того, что Комобраз готовил некие
маловразумительные методички по работе с неформалами.
Я постарался делать описания максимально
корректно, с отсылкой на какие-либо негативные факты, которые когда-либо
публиковались в книгах, СМИ и не опротестовывались в суде. Материалы, которые
показались мне недостоверными, я постарался не использовать.
В описаниях часто фигурирует «общегородская
база данных по экстремистским формированиям, их участникам и лицам, склонным к
экстремистским проявлениям». Составлялась она по материалам задержаний лиц,
участвовавших в драках на местах массовых мероприятий (концертах в «Юбилейном»,
СКК, и т.п.), либо просто оказывавшихся там в это же время «бритоголовых в
бомберах».
Попадание в эту базу приводит к тому, что, после
любых случаев убийств или избиений иностранных студентов, погромов и иных
проявлений экстремизма, этого человека могут вызвать в любую силовую структуру,
и очень не гуманными методами начнут выяснять о том, что он знает о
преступлении. Массово подобные «выяснения» проводились с начала 2004 года –
сразу после убийства таджикской девочки. Об этой базе в начале декабря этого
года сообщалось в интервью В.А. Гущина по РТР.
Немного лучше ситуация с постановкой на учет в
ОДН. Там жестокое отношение не практикуется. Однако подобный учет может
поставить крест на последующей карьере: сложнее поступать в институт, сложнее
искать работу в качестве госслужащего. А попадание в вечернюю школу осложнит
любые дальнейшие поступления в учебные заведения. Постановка на учет в ОДН не
зависит от того, экстремист ты, или нет – там не любят всех неформалов.
По сложившейся практике по политическим делам,
при наличии жалоб граждан обвиненных в экстремизме, прокуратура почти никогда не
выступает на стороне жалобщиков.
Постараюсь своевременно обновлять этот список.
Итак…
18 отдел Управления по борьбе с организованной преступностью
при Главном управлении внутренних дел по СПб и ЛО (18 отд. УБОП при ГУВД СПБ и
ЛО)
Силовая структура, осуществляющая политический
надзор за группами и организациями, которые по каким-либо признакам можно
отнести к категории экстремистских, а также за незарегистрированными
оппозиционными политизированными организациями.
Милицейской форме во время работы предпочитают
гражданскую. Часто привлекают ОМОН.
Организует сбор информации о готовящихся
экстремистских акциях. Имеет штат информаторов в среде экстремистских
группировок.
Отдел знаменит своей жестокостью при подавлении
мирных политических акций. Наиболее известен случай разгона разрешенного
антиглобалистского митинга, проходившего 18 мая 2003 года на Марсовом поле.
Впоследствии это событие вызвало шквал митингов, направленных против руководства
отдела, прежде всего, против начальника отдела А.В. Чернопятова.
Принимал участие в создании общегородской базы
данных по экстремистским формированиям, их участникам и лицам, склонным к
экстремистским проявлениям.
Ведет расследование уголовных дел, в которых
фигурирует экстремизм. Наиболее известные из последних дел: «Шульц 88» и «Мэд
Крауд».
Центр «Т» Оперативно – розыскного бюро Главного управления
МВД по СЗФО (Центр «Т» ОРБ при ГУ МВД по СЗФО)
Силовая структура, аналогичная 18 отделу УБОП, но
федерального подчинения. Акцентирует свою работу на борьбе с терроризмом.
Наделена большими полномочиями.
Организует сбор информации о готовящихся
экстремистских акциях. Имеет штат информаторов в среде экстремистских
группировок.
Принимал участие в создании общегородской базы
данных по экстремистским формированиям, их участникам и лицам, склонным к
экстремистским проявлениям.
Именно Центр «Т» выявил лиц, которые в настоящее
время обвиняются в убийстве Тимура Качаравы.
Информации о деятельности Центра «Т» очень мало.
Служба по защите конституционного строя и борьбе с
терроризмом УФСБ по СПБ и ЛО (СЗКС и БТ УФСБ по СПб и ЛО)
Осуществляет политический надзор.
Занимается неформалами с позиции «борьбы с
инакомыслием». Традиционно отслеживает деятельность экстремистских формирований,
политических оппозиционных групп (в том числе антиглобалистов), сатанистов.
Самостоятельно не могут проводить индивидуальную
работу с лицами, не достигшими совершеннолетия. Но подобная работа может
проводиться в присутствии представителя любой службы, официально работающей с
подростками, либо с неформалами.
Организует сбор информации о готовящихся
экстремистских акциях. Имеет штат информаторов в среде неформалов.
Принимала участие в создании общегородской базы
данных по экстремистским формированиям, их участникам и лицам, склонным к
экстремистским проявлениям.
Представлена в антиэкстремистском совете при
Губернаторе СПб.
Отдел по организации профилактических мероприятий с
неформальными молодежными объединениями ГУ «ГЦПБНН»
Занимается агрессивными и экстремистскими
молодежными неформальными объединениями с позиции профилактики правонарушений и
безнадзорности. Также отслеживают деятельность незарегистрированных
оппозиционных политизированных организаций.
Действует обычно совместно с силовыми
структурами.
Организует сбор информации о готовящихся
экстремистских акциях.
Сотрудники отдела часто выступают в качестве
экспертов по вопросам, касающихся экстремистов. Во время концертов, митингов и
т.п., сотрудники отдела выступают в качестве экспертов по поводу того, «кого
хватать». Нередко, фактически руководят оперативными милицейскими группами по
пресечению экстремизма. Отличаются жестокостью.
Во время акций присутствие сотрудников отдела
легко выявляется по микроавтобусу с надписью «Социальный патруль».
Отдел среди милиции и скинхедов часто упоминается
под кличкой «гестапо».
Принимал участие в создании общегородской базы
данных по экстремистским формированиям, их участникам и лицам, склонным к
экстремистским проявлениям.
Информации о деятельности очень мало.
Отдел по изучению молодежных субкультур
Информационно-аналитической службы ГУ «ГЦПБНН»
Занимается всеми молодежными неформальными
объединениями (в том числе агрессивными и экстремистскими) с позиции
профилактики экстремизма, правонарушений и безнадзорности. Занимается также
политическим надзором за СМИ, отслеживая публикации экстремистского содержания,
в том числе в интернете.
Издавались книги об экстремистских формированиях
(«Экстремизм в среде петербургской молодежи», 2003 год) и несколько
CD-R
изданий «Атласа-определителя» по
неформалам с 2002 по 2004 годы. Все материалы распространялись через комитеты по
молодежи и образования (в том числе, в других регионах России), а также в
силовых структурах. В открытой продаже отсутствуют.
Выступает в качестве эксперта по всем вопросам,
касающихся неформалов, в том числе при расследовании уголовных дел и в суде.
Организует сбор информации о готовящихся
экстремистских акциях.
Использует в своей работе широкий набор
информационных технологий. В методических рекомендациях, публикуемых ими,
имелись отсылки на то, что для их создания использовались методики,
разрабатывавшиеся в 80-е годы КГБ.
Принимал участие в создании общегородской базы
данных по экстремистским формированиям, их участникам и лицам, склонным к
экстремистским проявлениям.
Среди милиции отдел нередко упоминается под
кличкой «секретные материалы».
Сотрудничает с научными учреждениями. Имеются
работы по описанию молодежных субкультур и опубликованные доклады на научных
конференциях. Благодаря этим докладам, деятельность отдела оказалась освещена
несколько лучше, чем иные государственные службы, работающие с неформалами.
Представлен в антиэкстремистском совете при
Губернаторе СПб.
10 отдел оперативно-розыскной части №3 управления уголовного
розыска криминальной милиции ГУВД СПБ и ЛО (10 отд. ОРЧ №3 УУР КМ ГУВД по СПБ и
ЛО)
Занимается всеми молодежными неформальными
объединениями (в том числе агрессивными и экстремистскими) с позиции
профилактики правонарушений.
Организует сбор информации о готовящихся
экстремистских акциях. Имеет штат информаторов в среде экстремистских
группировок.
Принимал участие в создании общегородской базы
данных по экстремистским формированиям, их участникам и лицам, склонным к
экстремистским проявлениям.
Представлен в антиэкстремистском совете при
Губернаторе СПб.
Информации о деятельности очень мало.
2-й отдел Управления по организации деятельности участковых
уполномоченных милиции подразделений по делам несовершеннолетних милиции
общественной безопасности ГУВД СПБ И ЛО (УОДУУМ и ПДН МОБ ГУВД СПБ И ЛО)
В разное время подразделения милиции по делам
несовершеннолетних имело разную аббревиатуру: ОППН, ОДН (отдел по делам
несовершеннолетних). Практикуется постановка на учет, перевод в специальные
средние (вечерние) школы, добровольно-принудительная отправка в летний период в
специальные лагеря отдыха (облегченный аналог колоний для несовершеннолетних).
Используются также воспитательные экскурсии в «Кресты».
Занимается всеми молодежными неформальными
объединениями (в том числе агрессивными и экстремистскими) с позиции
профилактики правонарушений.
Неформалы рассматриваются в качестве негативного
явления – почти разновидностью малолетних правонарушителей. Введено понятие
«подростки, склонные к совершению правонарушений», то есть, когда самого
правонарушения нет.
Занимаются только несовершеннолетними. В качестве
критерия эффективности работы выступает уход подростка из НМО, либо «разобщение
группы».
Крайне негативное отношение к неформалам
компенсируется слабой работой в этом направлении. Причиной этого являются
особенности учета неформалов: у малолетних правонарушителей выясняется, не
неформалы ли они. Таким образом, в неформалы попадают только несовершеннолетние
нарушители, а отнесение их к НМО является, как бы отягчающим фактором.
До 2003 года ОДН был основным официальным
поставщиком информации властям о неформалах в Санкт-Петербурге. Однако в 2003
году, после серии заявлений руководства ОДН о том, что в городе имеется всего 39
неформалов, власти, похоже, перестали относиться к этому источнику информации,
как к достоверному.
Сотрудники ОДН чаще ходят в милицейской форме,
реже – в гражданской.
Представлен в антиэкстремистском совете при
Губернаторе СПб.
|